Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия.
Бредихина Л.Ю.
Дячкинская средняя общеобразовательная школа,
сл Дячкино Тарасовского района Ростовской области
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода. Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих. Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия "учитель-ученик” не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия "учитель-ученик”, назначение которой - оптимизировать учебный процесс. [1] Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Учителю необходимо обращать внимание на оперативность начала контакта, формирование основы демократизации – чувства "МЫ", введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организовать цельный контакт с классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.[7] У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.[7] Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися. Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.[1] Важным моментом в обучении вообще является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности не только усвоения прочных знаний, но и развития умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают Важнейшие аспекты сотрудничества: - умение прислушиваться друг к другу; - принимать совместные решения; - доверять друг другу; - ощущать свою ответственность за работу группы Ученики и учитель могут много сотрудничать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий. Переходя к конкретным случаям следует отметить, что для уроков по литературе ребята могут сами писать сценарии с указанием ролей участников, реквизита. Так при подготовке урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке С.Я Маршака «Двенадцать месяцев» ученики сами выбирают сцену из пьесы для постановки, с удовольствием готовят костюмы, учат роли. Уже стали традицией показ выставок рисунков- иллюстраций того или иного произведения. Инициаторы – дети. Учащиеся старших классов работают над компьютерными презентациями. Так презентацию «Поэзия серебряного века», выполненную одиннадцатиклассниками , можно использовать и на уроках, и во время проведения школьных предметных недель. Хорошо работают и опорные схемы, которые готовят ученики на уроки русского языка и литературы, кроссворды , вопросы для виктории по предметам, подобранные ребятами , доклады и сообщения , материал, который находят для проведения уроков открытого письма, уроков - устных журналов, уроков - «редакций», уроков – дискуссий. Конечно же участие в различных конкурсах , работа над творческими заданиями у ребят получится только тогда , когда рядом будет хороший наставник-учитель. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений. Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками: 1. человеческие качества - доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность. 2. организационные качества - справедливость, последовательность, честность, уважение других. 3. деловые качества - полезность, демократичность, умение заинтересовать. 4. внешний вид - хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность. В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично. [4] Хочу отметить, что во взаимоотношениях "учитель-ученик” кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий учащегося, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению учителя. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от учителей школьники разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного класса к другому. Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам. Конфликты - явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутриличностными , столкновение двух несовместимых желаний , противоположных тенденций , когда не удовлетворяются главные потребности личности , наносится ущерб ценностям "я”. Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте . Здесь важно , что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения .[3] Специфические причины конфликтов «Учитель – ученик» 1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми: • в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса; • в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство; • в педагогически непрофессиональных действиях учителей: плохая организация класса, приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися; • в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»; • в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей; • в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету; • в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика; • в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика; • в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика; • в неумении организовать занятия со всеми учащимися. 2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины. 3. Проявление личностных конфликтов как обучаемого, так и педагога.[2] Каким же хотят видеть ученики своего учителя ? 1.Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет). 2.Любовь к своему предмету. Качество учителя к своему предмету. Хорошо знает свой предмет, дает знания сверх программы. 3.Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не заставляет ребят, не останавливает свой порядок, не любит командовать, дает дельные советы. Отрицательные качества учителей: 1.Кричит, обрывает, не выслушивает до конца. 2.Выделяет отдельных учеников. 3.Придирчивый, старается наказать за каждый проступок. 4.Требует от ученика безоговорочного подчинения. 5.Относится как к маленьким. 6.Относится неуважительно. 7.Не умеет хранить тайну. Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях: 1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять не одного ученика в бездеятельности. 2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом. 3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку. 4. Знание предмета " на отлично”, свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения. 5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися. 6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока. 7. Добиться полного усвоения материала, добиться высоких результатов: самоотдача, активность управлять ими. 8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить. 9. Организовать работу с "трудными” детьми, и непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания. 10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорбления, прозвищ, замечаний. Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.
Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками. Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося. В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.[5] И какие бы новации не вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий . И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.
Литература
1. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности.Москва. 2001
2. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. М : НИИОП АПН СССР, 1980, С. 37-52.
3. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
4 Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. Для учителей. – М.: Просвещение, 1991.
5. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог – №40, 41, 42, 45 – 2004 6. Петровский Г.Н. Современные образовательные технологии. -Мн., 2000.
6.Бредихина Л.Ю. Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия.//Современный учитель : личность и профессиональная дкятельность. Материалы III Международной научно-практической конференции (30 марта 2011 года) Москва 2011.
|